Закупки по 223‑ФЗ в 2021 году

Бухгалтерия

В этой статье мы разберем кто осуществляет закупки по статье № 223 -ФЗ и что важно знать.

По статье № 223-ФЗ могут работать те предприятия, которые кроме собственных средств имеют долю и государственного бюджета от половины капитала и больше. Согласно статье к ним относятся:

  • бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, грантов, пожертвований и средств субподряда;
  • предприятия с регулируемыми видами деятельности (водоснабжение и энергетика);
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые проводят закупки из собственных средств и грантов, а еще привлекают субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы;
  • федеральные государственные унитарные предприятия, которые имеют большое значения для обеспечения обороноспособности и безопасности РФ (перечень Распоряжение Правительства РФ №2931-р от 31.12.2016);
  • субъекты естественных монополий (железнодорожные и нефтегазовые компании);
  • компании, в которых доля участия государства 50 и более процентов, а также их дочерние компании.

Эти заказчики имеют финансовое обеспечение для реализации целей, которые прописаны в Уставе компании. У таких компаний должна быть кристально чистая репутация, понятная структура и порядок закупок. Они должны побуждать поставщиков к сотрудничеству. А еще таким компаниям необходимо снизить коррупционные риски. Именно с учетом всех этих факторов и был создан Федеральный Закон № 223-ФЗ.

В основе закупочного процесса по Федеральному Закону № 223-ФЗ лежат несколько документов.

Во-первых, план закупок. Его формируют и публикуют на календарный год. Он содержит ключевую информацию о будущих закупках на год и эта информация не может противоречить закупочной документации.

Обратите внимание, что план закупок у СМП размещается не менее, чем на три года. А вот приобретение лекарств, высокотехнологичной и инновационной продукции продумывают и размещают на срок 5-7 лет.

А во-вторых, положение о закупках. У него нет определенного срока для опубликования. Главное требование — соответствие законам № 223-ФЗ и №135-ФЗ. Обычно данное положение содержит подробное описание всего процесса закупок с самого начала — от планирования, до поступления товара.

В третьих, документация о закупке. К ней относят любые разновидности, такие как конкурсная или аукционная документация. Она имеет силу в момент покупки. Комплект документов не должен идти вразрез с Положением о Покупке. К тому же он должен содержать всю нужную информацию для проведения закупки. Обычно, там прописывают:

  • требования к качеству продукции, ее техническим характеристикам, функционалу и другие;
  • требования к описанию товара от поставщиков: его качество, функционал, упаковка. Если речь идет об услуге, то она так же описывается;
  • требование по заявке: ее оформление, срок действия, состав и инструкцию по подготовке;
  • сроки и порядок оплаты товаров, работ или услуг;
  • форма товара, работ или услуг;
  • подробное описание закупаемого предмета в соответствии с требованиями закона № 223-ФЗ;
  • сроки поставки товара, точное место и условия;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора;
  • форма, дата, порядок и время окончания срока предоставлений участникам закупки пояснений документации о закупке;
  • предмет закупки с точными данными о количестве товара, объеме работ или услуг, исключение, когда на 100% нельзя определить количество товара, услуг или работ;
  • другие условия, определенные Положением о закупке заказчика.

В четвертых туда входят закупочные протоколы, которые фиксируют ключевые этапы и главное, результат закупки. Эти бумаги не могут вступать в спор с документацией по закупке.

В пятых извещение о закупке также входят в основу закупочного процесса. Главное, чтобы бумаги не противоречили параметрам закупки и содержали краткое описание условий из закупочных документов.

Ну и в последнюю очередь сюда входит договор по итогам проведения закупки. В нем прописано соглашение сторон и указаны их обязанности в отношении друг друга. По результатам конкурентной закупки необходимо заключить договор в период с 10 до 20 дней с даты публикации итогового протокола. Эти бумаги также не могут опровергать условия закупочной документации.

Плюсы закупок по 222-ФЗ

Осуществлять закупки по этому закону намного выгодней, чем использовать 44-ФЗ. Ниже разберем в чем конкретно заключаются преимущества закона 223-ФЗ для покупателя.

  1. Право самому определять по неконкурентным способам закупок сроки проведения.
  2. Быстро менять план закупок и проводить их.
  3. Самому устанавливать основания для закупок у единственного продавца.
  4. Выбирать способ проведения закупки опираясь на Положение.
  5. Установить сроки и способы, чтобы провести неконкурентную закупку.

 

Что содержит положение о закупке в рамках 223-ФЗ?

Положение о закупке — это основной документ, который упорядочивает всю деятельность продавца в рамках 223-ФЗ. В нем наиболее подробно указан каждый шаг проведения закупок: от планирования до заключения.

После утверждения Положение его срок до 15 дней должны выложить на ЕИС.

Что должно содержать положение о закупке?

  1. Общие положения.
  2. Термины и определения.
  3. Требования и условия к участникам закупки.
  4. Способы и порядок проведения закупок: конкурентные или неконкурентные.
  5. Сфера применения.
  6. Порядок проведения и условия применения отдельных видов закупок.
  7. Принципы закупок.
  8. Закупки при предоставлении льгот и особенности их сопровождения.
  9. Порядок подписания, исполнения и расторжения договора.
  10. Содержание извещения о закупке.
  11. Специфика организации закупок у субъектов малого и среднего бизнеса.
  12. Документация о закупке.

Полный список условий содержится в Федеральном Законе №223-ФЗ. С ним можно ознакомиться в ЕИС, а чтобы узнать Положение конкретного заказчика, найдите информацию по его ИНН.

 

Разновидности закупок по 223-ФЗ.

По Федеральному Закону № 223-ФЗ закупки делятся на 2 вида: конкурентные и неконкурентные.

Что относят к конкурентным?

  1. Запрос котировок.

Это торги, в которых побеждает участник, чья заявка соответствует условиям запроса и содержит самую низкую цену.

  1. Аукцион.

Это торги, в которых побеждает тот участник, чье предложение соответствует условиям заказчика и, который предлагает самую низкую цену за счет уменьшения НМЦ договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

  1. Конкурс 

Это торги, в которых побеждает участник, чья заявка соответствует условиям заказчика и содержит самые лучшие условия для реализации условия договора.

  1. Запрос предложений

Это торги, в которых побеждает участник, чья заявка соответствует условиям заказчика  и содержит наиболее выгодные условия поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ.
Также могут встречаться другие способы конкурентных закупок, установленные положением. Но особенность любого вида конкурентной закупки в том, что заказчик обязан заключить договор с победителем закупки. Дополнительно предмет закупки должен соответствовать требованиям, которые прописаны в 3 статье Федерального Закона № 223-ФЗ.

Что относится к требованиям?

  1. В содержание предмета закупки не должны включаться требования в отношении патентов, товарных знаков, страны происхождения продукции, знаков обслуживания, промышленных образцов, фирменных наименований, полезных моделей и требования к информации, товарам, услугам и  работам при условии, что условия влекут ограничения количества участников закупки без обоснования. Исключение: ситуации, когда нет другого способа, который обеспечивает наиболее точное описание указанных характеристик предмета закупки.
  2. Указание характеристик и функций в описании предмета связанных с технической стороной, качеством товара и эксплуатационных характеристик.
  3. Когда в описании предмета закупки указывается товарный знак необходимо использовать словосочетание “(или эквивалент)”. Исключение составляют ситуации, когда:
  • закупают для машин или оборудования расходные материалы или другие запасные части, используемые заказчиком согласно бумагам на машины или оборудование;
  • несовместимость товаров, на каких отмечены другие товарные знаки и есть необходимость обеспечения кооперации таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
  • товары необходимые для государственных и муниципальных нужд; закупок, где прописаны конкретные товарные знаки, патенты, промышленные образцы, знаки обслуживания, места происхождения товара, конкретные модели, если это разрешено в рамках международных договоров Российский Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в Федеральном Законе № 223-ФЗ и при исполнении этими юрлицами обязательств по договорам, которые они заключают в т.ч. с юрлицами из-за рубежа.

Вообще по закону, заказчик может отправить запрос по интересующим его документам, когда проводит конкурентную закупку. Детальный порядок направления запроса на дополнительную документацию и остальные нюансы прописываются в Положении о закупки. Если участники закупки могут запросить разъяснение положений закупочной документации только, когда подают заявку, то права заказчика в этом вопросе намного шире. Он может запросить пояснения от продавцов пока идет рассмотрение заявок.

Остальные способы закупок, которые являются неконкурентными также прописаны в Положении о закупки. Дополнительно в положении указывают, что проводимая закупка не является разновидностью конкурентной закупки или публичным конкурсом согласно статьям 447-449 1 части ГК РФ и добавляют заказчику обязательств, установленных данными статьями Гражданского Кодекса. Поэтому покупатель по итогам проведения неконкурентной закупки может не заключать договор с единственным продавцом.

Специфика закупок по закону №223-ФЗ.

Заказчик может разместить свой запрос на большинстве электронных торговых площадок. А их более 100 штук. Но большинство площадок не работают бесплатно. Плата за пользование платформой включается в приобретение абонемента, для участия в закупках или плату за аккредитацию на участие в закупке. 

Для субъектов малого и среднего предпринимательства конкурентные закупки проводят только на основных федеральных площадках. А чтобы иметь право работать в них, необходимо зарегистрироваться в ЕИС.

Внимание! Субъекты малого и среднего предпринимательства могут участвовать в закупках бесплатно. Платить будет только победитель закупки. Обычно стоимость составит 1% от НМЦК, но она не должна превышать сумму, установленную оператором ЭТП.

Длительность проведения закупки обычно регламентирована документацией, но меньше сроков установленных Федеральным Законом № 223-ФЗ она быть не может. Исключения составляют неконкурентные закупки, где заказчики ставят сроки опираясь на Положение о закупках.

Как происходит обеспечение договора по 223-ФЗ?

Покупатель сам должен определить необходимость обеспечения договора и заявки для участников закупок. Все условия указаны в Положении о закупке. И если НМЦК закупки меньше 5 миллионов рублей, то у заказчика нет права требовать обеспечения заявки. Если НМЦК больше, то размер обеспечения устанавливается до 5% от НМЦК. А если заказчик проводит конкурентную закупку среди субъектов малого и среднего бизнеса и самозанятых, тогда нельзя поднимать размер обеспечения выше, чем 2% от НМЦК.

Участник может выбрать способ, которым предоставит обеспечение заявки: денежная сумма на счет заказчика или банковская гарантия. Если в закупке участвуют субъекты малого и среднего бизнеса, то деньги для обеспечения заявки кладут на счет в банке. Такие счета включены в перечень, который определен Правительством РФ в Федеральном Законе № 44-ФЗ.

Кто выступает участником закупок и преференций?

В закупке могут принять участие физические и юридические лица, среди которых выступают даже самозанятые и индивидуальные предприниматели. Также Федеральный Закон № 223-ФЗ подразумевает преференции для некоторых видов участников. Кто в них входит?

  1. В рамках реализации ПП РФ № 925 поставщики товаров из стран СНГ: России, Казахстана, Армении, Белоруссии и Киргизии.
  2. Субъекты малого и среднего предпринимательства и самозанятые, если закупки проводят только для СМП. Они касаются предельных размеров обеспечительных мер и сроков оплаты.
  3. Поставщиков, которые предлагают продукцию из реестров в рамках Постановления Правительства Российской Федерации № 2013, если такое постановление реализуется заказчиком при проведении закупок. Например, при пункте 6.9.8 в 21 редакции Положения о закупках товаров в компании ПАО “Ростелеком” говорится: Во исполнение требований Постановления №2013 с целью обеспечения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) заказчик вправе установить в документации о неконкурентной закупке требование о наличии предлагаемого (предлагаемых) к поставке товара (товаров) в реестрах, предусмотренных Постановлением № 2013. При этом участник, при подаче заявки на участие в закупке, предоставляет информацию о номере (номерах) реестровой записи (реестровых записей) соответствующих реестров.

Как защитить свои права, если заказчик их нарушает? 

Чтобы защитить свои права можно подать жалобу в ФАС на неправомерные действия заказчика. 

В каких случаях можно подать жалобу?

  1. Если заказчик требует документы, которые не предусмотрены закупочной документацией.
  2. Если в ЕИС выложена ложная информация о годовых объемах закупки  у субъектов малого и среднего предпринимательства или данные отсутствуют в принципе.
  3. Закупка проводится без положения или не применяются нормы из Федерального Закона № 44-ФЗ.
  4. При размещении положения о закупке в единой информационной системе нарушили правила.

Еще можно подать жалобу в ФАС, если покупатель нарушает собственное Положение о закупке или действующее законодательство. Федеральная антимонопольная служба согласно 44 статьи 135 Федерального закона рассмотрит жалобу на правонарушение в антимонопольной сфере в срок до 1 месяца. А если нарушен Закон № 223-ФЗ, то на рассмотрение уйдет 7 рабочих дней.

Обратите внимание, что участник, который не участвовал в закупке тоже может подать жалобу на нарушения заказчика. Но это можно сделать в срок до окончания подачи заявок.  Пожаловаться можно не только на заказчика, но и на сотрудника электронной площадки и даже комиссию по закупке. Жалоба может касаться нарушений о порядке подачи заявок или порядка размещения информации о закупке. Но после истечения срока подачи заявки пожаловаться может только участник, отправивший заявку на участие в закупке.

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие статьи:

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x