Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать в 2021 году

Бухгалтерия

В этой статье мы разберем все нюансы проведения закупок по статье 44-ФЗ.

 

Закупка у единственного поставщика: что это?

Во-первых — это не строгая обязанность предприятия лишать себя возможности делать закупки у других поставщиков. Правда по Закону № 44-ФЗ, есть одна оговорка: при несостоявшихся конкурентных процедурах закупки у одного продавца являются исключением из правил.

Так что это за закупки? На основании статьи Федерального закона № 44-ФЗ можно выделить следующее определение: закупки у единственного поставщика — это способ заключения контракта с юридическим или физическим лицами минуя этап выбора поставщика.

 

Когда предприятие закупает товары у единственного поставщика?

В 93 статье Федерального Закона № 44-ФЗ прописаны более пятидесяти оснований для закупок товаров у одного поставщика. Мы разберем некоторые из них.

  1. Закупка для обеспечения государственных нужд. Для таких случаев издается указ Президента РФ или постановление Правительства. А подрядчик сотрудничает только с одним продавцом.
  2. Закупка суммой не больше 600 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93).
  3. Оказание услуг по хранению и ввозу или вывозу психотропных препаратов и наркотических средств.
  4. Оказание услуг по тепло-, газо- и водоснабжению , а также водоотведению по тарифам в соответствии с законами. Из этого перечня исключены услуги по продаже сжиженного газа.
  5. Подключение к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с ценами утвержденными законодательством РФ.
  6. Ситуации в которых запросы предложений признаны несостоявшимися. Сюда относят проведение открытых, повторных двухэтапных конкурсов или конкурсов с ограниченным участием, запросы котировок или электронный аукцион.
  7. Закупки работ, услуг или товаров, которые нужны для устранения аварий природного или техногенного характера, а также чрезвычайных ситуаций, аварий при необходимости оказать неотложную или экстренную мед. помощь людям.
  8. Работы связанные с мобилизационной подготовкой в Российской Федерации.
  9. Приобретение товаров, услуг или работ для обеспечения деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с законом “О естественных монополиях” ( Федеральный Закон № 147-ФЗ от 17.08.1995).
  10. Приобретение товаров, работ или услуг, которые обеспечивают деятельность центрального депозитария.
  11. Закупка товара, работы или услуг государственным и муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93);

С 1 апреля 2021 года в законодательстве появилось нововведение. Правительство одобрило малые электронные покупки, помогающие приобретать товары описанные в пункте 4 и 5  93 статьи Федерального Закона № 44-ФЗ стоимостью три миллиона рублей.

Что относят к малым электронным закупкам?

Малыми электронными закупками называют вид закупки у одного поставщика при условии, что покупка проходит в электронной форме.

Все электронные закупки проводят на площадках, которые регламентированы Федеральным Законом № 44 — ФЗ. Минимальная цена по закупке не установлена, а вот максимальная не может превышать 3 миллиона рублей. Обязательно все малые электронные закупки согласно статье 93 № 44-ФЗ нужно учесть в предельных годовых объемах закупок.

Процедура закупки.

Закупка проходит через 8 этапов. Рассмотрим, что происходит на каждом из них.

На первом этапе участники размещают предложение о поставке товара. Оно должно содержать информацию о виде товара, его функциях, количестве, наличии товарного знака и других нюансах. Полный перечень характеристик предусмотрен в части 12, 93 статьи Федерального Закона № 44-ФЗ. Предложение о поставке товара с вышеперечисленной информацией должно быть сформировано на электронной площадке и подписано квалифицированной усиленной электронной подписью.

Когда поставщик размещает предложение о продаже товаров, то электронная площадка направляет его заказчику. Если поставщик по каким-то причинам передумал, то до отправки предложения заказчику он может отозвать свое предложение. Если до конца регистрации в единой информационной системе закупок осталось три месяца, то предложение о товарах от такого поставщика работники системы не будут учитывать.

На втором этапе инициативы исходит от заказчика. Он формирует запрос в ЕИС, где указывает требования к участникам, адрес площадки, наименования и другие характеристики товара. Более подробно этот этап прописан в 3 пункте 12 части 93 статье Федерального закона № 44 — ФЗ.

На третьем этапе оператор производит отбор предложений. После того как заказчик разместил требования, то за 60 минут работник ЕИС должен отобрать 5 заявок, удовлетворяющих требования. Но количество предложений может быть и меньше.

На четвертом этапе сотрудник системы фильтрует заявки. Он нумерует их в зависимости от цены и располагает в порядке возрастания. Если отобрано несколько заявок с одной ценой, то приоритетней будет заявка, отправленная раньше других.

На пятом этапе оператор отправляет выборку из предложений к заказчику.

На шестом этапе, заказчик после получения должен принять решение по каждой заявке. Срок дается не больше одного рабочего дня, после получения заявок.

На седьмом этапе заказчик за час должен сформировать протокол для подведения итогов и разместить его на ЕИС и электронной площадке.

На последнем этапе происходит заключение контракта по всем правилам. Конкретный порядок прописан в 83 статье Федерального закона № 44-ФЗ. Самые основные правила — это:

  • размещение контракта в ЕИС и на электронной площадке заказчиком в течение 3 часов после опубликования протокола.
  • содержание обоснования цены в контракте;
  • размещение данных о заключенном контракте в реестре контрактов в течение 5 рабочих дней после его заключения;
  • протокол разногласий не формируется и не размещается при заключении контракта по итогам малой электронной закупки.

Как согласовать контракт, заключаемый в итоге несостоявшихся конкурентных закупок.

Этот пункт по понятным причинам вызывает множество вопросов. Потому что если конкурентная процедура невозможно потому что поступило только одно предложение или когда одно предложение удовлетворяет требования заказчика. В таком случае по Федеральному Закону № 44 — ФЗ заказчик обязан купить товар у единственного подходящего поставщика.

В 2020 году власти установили единый порядок для согласования несостоявшихся конкурентных закупок. 

Критерий для определения необходимости согласования — только превышение начальной максимальной цены контракта (НМЦК).

В Постановлении Правительства № 961 от 30.06.2020 сказано, что в случае превышении начальной максимальной цены контракта (НМЦК) согласие контрольного органа должно быть получено при соблюдении следующих условий:

  • 500 миллионов рублей при закупке для федеральных нужд (исключение: запрос предложений в бумажной или электронной форме в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся или из-за закрытого способа определения поставщика);
  • 250 миллионов рублей при закупке для нужд субъектов Российской Федерации или нужд муниципалитета (исключение: запрос предложений в бумажной или электронной форме в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся или из-за закрытого способа определения поставщика);
  • 1 тысяча рублей при запросе предложений в бумажной или электронной форме в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся или из-за закрытого способа определения поставщика.

   По постановлению Минфина РФ в Письме № 24-06-05/74463 от 25.08.2020 г. заказчик самостоятельно проводит заключение контракта с поставщиком. Но если начальная (максимальная) цена заключаемого им контракта выше предельного размера, который установлен Постановлением Правительства № 961, то необходимо согласование контракта.

   Для прохождения согласования нужно в течение 5 рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся отправить обращение в контрольный орган. Если договор не публикуется в ЕИС по закону № 44-ФЗ, то обращение в контрольный орган отправляют с даты подписания протокола.

  Форму обращения нужно заполнить и вписать в нее сведения, которые предусмотрены в Постановлении № 961. Дополнительно придется приложить документы, их перечень указан в 7 пункте Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 30.06.2020 г. № 961.

Обращение отправляют только в бумажном виде. Его могут подписывать все, кто имеет право действовать от имени заказчика. Но дополнительно можно направить заказчику электронную версию обращения, аналогичную печатной.

   При содержании государственной тайны в обращении его направляют с соблюдением всех требований государства о защите гостайны.

 

Куда можно направить обращение по поводу закупки?

  • При закупках для нужд федеральных субъектов и закупок, проводимых закрытыми способами — ФАС РФ.
  • При закупках для регионов — контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ.
  • При закупках для муниципальных нужд — муниципальный контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ.

Если вы соблюдали все сроки и правила составления обращений, то в течение 10 дней контрольный орган рассмотрит обращение, проведет проверку и примет положительное или отрицательное решение по согласованию контракта и направит решение обратно на бумажном носителе. Срок отсчитывается от дня, следующего за днем поступления обращения. При отказе в согласовании необходимо провести новую закупку товара.

 

В каких ситуациях контрольный орган откажет в согласовании?

  1. Требования к участникам нарушают законодательство о контрактной системе.
  2. Поставщик не удовлетворяет установленные требования.
  3. Способ закупки выбран неверно.
  4. Срок подачи заявок по Федеральному закону № 44-ФЗ сокращен.
  5. Закрытый способ закупки не согласован с ФАС РФ.
  6. Участнику неправомерно отказано в допуске к участию в закупке.
  7. Заявка или информация предусмотренная Правилами не соответствует требованиям.
  8. Описание объекта закупки ограничивает количество участников. Исключение — это случаи, предусмотренные законам о контрактной системе.

Если будут выявлены нарушения по условиям контракта, то контрольный орган выдает предписание, но заключение согласовывается. Но необходимо соблюдать требования, которые указаны в Федеральном законе № 44-ФЗ:

  • заключить контракт в срок не раньше чем через 10 дней с момента размещения в ЕИС запротоколированной информации, что покупка не состоялась и не позже 20 дней с момента получения решения о согласовании. Пока не получено положительное решение нельзя заключить контракт;
  • не заключать контракт до исполнения предписания. Если оно требует изменения проекта, тогда вносим изменения. После отправляем его участнику закупки в установленном по закону порядке;
  • срок подписания проекта контракта нужно считать со следующего дня после дня, когда было получено решение о согласовании.

В итоге контрольные органы или дают согласие на заключение контракта или покупатель проводит новую закупку.

Что делать поставщику, если из ФАС пришел отказ? В таком случае Закон № 44-ФЗ гарантирует возврат обеспечения заявки участнику. Правда гарантия банка уже не возвращается, правда и взыскание по ней не производят.

Если участник решает, что решение вынесено абсолютно неправомерно, то он может обжаловать его в Арбитражном суде. Но сделать это нужно в течение трех месяцев с момента вынесения решения об отказе.

Но у неконкурентного способа определения поставщика есть как плюсы, так и минусы.

Минусы закупки у единственного поставщика

  1. ФАС тщательно проверяет этот способ закупок, так как здесь возможны хищения денежных средств и другие нарушения.
  2. Заказчик не может выбрать самую выгодную цену, а соглашается на ту, которую устанавливает поставщик.
  3. Из-за отсутствия конкурентов нельзя обеспечить лучшие условия выполнения контракта, так как у единственного поставщика снижается мотивация.

 

Плюсы закупки у единственного поставщика

  1. Минимальный риск нарушить процедуру подписания контракта.
  2. Заказчик не тратит время и силы, чтобы выбрать поставщика и подписать контракт.
  3. Часто заказчик уже знает ту сторону, у которой будет закупать товар и не раз с ним работал.
  4. По сравнению с закупками на конкурентной основе, у единственного поставщика все проходит проще и быстрее.

Иногда, когда стоимость контракта завышена, поставщика попросят обосновать ее. Подробнее порядок обоснования описан в Федеральном законе № 44-ФЗ.

В итоге получается, что заказчик не всегда может выбрать закупку среди конкурентов или у единственного продавца. Иногда он не властен над ситуацией.

Также перед подписанием контракта необходимо тщательно изучить законодательство, чтобы не совершить ошибок и не потерять время.

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие статьи:

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x