Возможно ли провести инвентаризацию активов и обязательств дистанционно? В преддверии годовой отчетности этот вопрос актуален как никогда. Пандемия накладывает ограничения на кол-во присутствующих людей в офисе. Министерство финансов дало рекомендации по проведению инвентаризации в удаленном формате.
Письмо от 24.12.2020 г. № 02-07-07/113668
Годовая отчетность обязательно должна содержать результаты инвентаризации. И если часть сотрудников переведено на удаленку — допускается использовать технические средства. Необходимо выявить соответствие данных бухгалтерского учета и реальное положению дел в организации. Видеоконференции, фото фиксации — все это не противоречит целям проведения инвентаризации.
При проведении инвентаризации необходимо составить перечень имущества, учет которого возможно провести в удаленном формате. Члены комиссии и аудиторы выполняют свои обязанности в стандартном порядке. При невозможности выполнить обязанности в полном объеме в формате онлайн — необходимо найти другую аудиторскую организацию, которая сможет выполнить надлежащие обязательства в полном объеме.
Данные инвентаризации заполняют в специально предусмотренный для этого документ — сличительная опись, форма утверждена Приказом Минфина от 30.03.2015 №52н. Допускается возможность разработки своих форм, но с обязательной фиксацией этого факта в учетной политике организации.
Определить наличие актива недостаточно, необходимо также выявить его актуальное состояние. Этот нюанс особенно важен в условиях дистанционной инвентаризации, так как по видео связи не всегда удается определить актуальное состояние объекта. В этом случае необходимо предпринять дополнительные меры по определению состояния в должной мере. Например, предоставить более качественное интернет соединение или обеспечить дополнительные ракурсы видеокамер. Если объект учета не соответствует необходимым критериям, например, нуждается в ремонте — необходимо перевести его на забалансовый счет.
На забалансовых счетах учитываются объекты НФА, не приносящие субъекту учета экономических выгод, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод.
Акты сверки расчетов с контрагентами и налоговой инспекцией также проводят в удаленном формате. Для оперативности внесения корректировок в расчеты, необходимо уведомить контрагентов о сроках представления возражений по отправленным показателям. Подача заявления в налоговую службу на получение справки о состоянии расчетов и актов сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, также осуществляется дистанционно. Также необходимо подтвердить все остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.
По завершению инвентаризации необходимо отразить результаты в документе, который составляется на основе данных сличительных описей. Акт о результатах имеет номер формы — 0504835 и состоит из трех частей.