Как зарегистрироваться в налоговой 000 или ИП

Бухгалтерия

С 1 июля 2002 года в законодательстве произошли изменения. Теперь регистрация юридических лиц возложена на налоговые органы. Также произошло упрощение процедуры постановки на учет в налоговой. Теперь она автоматически производится при регистрации юридического лица. В статье мы пошагово разберем, как происходит регистрация и постановка на учет в налоговой нового юридического лица или реорганизация старого.

Что входит в понятие государственной регистрации юридических лиц?

Если ссылаться на ст. 1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», то станет понятно. Государственная регистрация юридических лиц — это акт, с помощью которого в государственный реестр вносятся сведения о создании, реорганизации или ликвидации юридических лиц.

С 1 июля 2002 года все сведения о создании, ликвидации или реорганизации юридических лиц заносятся гос. реестр. Они основаны на документах, которые предоставляет заявитель перед регистрацией юридического лица или перед внесением изменений о состоянии юридического лица. Также за регистрацию необходимо заплатить пошлину в размере 2000 рублей.

Может ли государство отказать в регистрации?

Такое возможно, если юридической лицо перед постановкой на учет отказывается предоставить необходимые документы или предоставляет их в ненадлежащий регистрирующий орган. Перечень необходимых документов для регистрации прописан в ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Так, если верить 8 статье вышеупомянутого закона государственная регистрация осуществляется в течение 5 рабочих дней с того момента, как документы предоставили в регистрирующий орган по месту регистрации. Если данный исполнительный орган отсутствует по месту регистрации, тогда можно подать документы по месту нахождения другого исполнительного органа или лица, которое может действовать от имени юридического лица без доверенности.

 

Кто может являться уполномоченным лицом?

  • Учредитель юридического лица (один или несколько);
  • Руководитель юридического лица;
  • Иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия.

 

Полномочия предусмотрены федеральным законом, актом уполномоченного гос. органа или актом органа местного самоуправления. Кстати, формы заявления для государственной регистрации юридического лица при создании или реорганизации утверждены и записаны в постановлении Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению». Заявитель обязан поставить свою подпись и указать паспортные данные при регистрации. Но, кроме паспорта, можно использовать иные документы, удостоверяющие личность: дипломатический паспорт или паспорт моряка и т.д. К обязательным данным также относят идентификационный номер налогоплательщика или ИНН.

Особенное внимание следует уделить подписи. Согласно ст. 9 Закона № 129-ФЗ ее необходимо нотариально удостоверить. За дату предоставления документов считается день, когда регистрирующий орган получает все необходимые бумаги из перечня. Но заявитель может не относить их лично, а отправить почтовое отправление. Необходимо заявить ценность отправления и описать вложения.  Когда письмо поступает в регистрирующий орган, то на адрес заявителя высылают расписку с уведомлением вручить в течение рабочего дня, следующего за датой получения документов налоговой.

Как зарегистрировать вновь созданное юридическое лицо?

Статья 12 Федерального закона №129-ФЗ дает следующий перечень документов при регистрации создаваемого юридического лица:

  1. Заявление о гос. регистрации юридического лица при создании;
  2. Договор, протокол или иной документ, подтверждающий создание юридического лица и соответствующий законодательству РФ;
  3. Учредительные документы юридического лица. Здесь разрешается предоставить не только подлинники, но и нотариально заверенные копии.

 

Согласно статье 52 ГК РФ юридическое лицо должно действовать на основании устава и учредительного договора или одного из этих документов. Если юридическое лицо не является коммерческой организацией, то оно может действовать, основываясь на общем положении об организациях данного вида.

Например, производственные кооперативы действуют на основании устава, хозяйственные товарищества на основании учредительного договора и устава и т.д. Для иностранных юридических лиц нужна выписка из реестра соответствующей страны происхождения. При отсутствии такого документа может использоваться другое доказательство равное по юридической силе вышеупомянутой выписке.

По этим документам за 5 рабочих дней налоговая служба обязана внести соответствующую запись о регистрации в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Затем налоговая в течение одного рабочего дня выдает или направляет почтой заявителю свидетельство, которое о том, что государственная регистрация юридического лица произошла. Форму свидетельства утвердили в постановлении №439.

Порядок, по которому происходит постановка на учет в налоговом органе утвержден в МНС России приказом от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 (зарегистрирован в Минюсте России 03.10.2002 № 3830). В этом документе сказано, что одновременно с заявлением о гос. регистрации юридического лица производится постановка на учет в налоговом органе юридического лица.

В адресной части данного заявления необходимо указать налоговый орган, который произвел государственную регистрацию. А днем подачи заявления считают дату, когда оно поступило в налоговую. Заявление заполняется в упрощенном виде и заверяется подписью того же лица, которое подписало заявление о государственной регистрации юридического лица.  Здесь так же необходимо указать ФИО в пункте 6 II раздела заявления.

На основании этого заявления налоговый орган, который зарегистрировал данное юридическое лицо ставит его на учет в качестве налогоплательщика в течение 5 рабочих дней и выдает свидетельство о постановлении на учет в налоговой. Иногда бывает, что налоговая отдает одновременно два документа: свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

На данный момент подача заявления о постановке на учет в налоговую и одновременное предоставление документов для государственной регистрации юридического лица носят рекомендательный, а не обязательный характер. Если человек, регистрирующий юридическое лицо отказывается одновременно предоставить заявление о постановке на учет в налоговую, то после государственной регистрации он должен подать его самостоятельно в течение 10 дней.

Но согласно пункту 10 ст. 83 НК РФ налоговые органы обязали самостоятельно принимать меры по постановке новых налогоплательщиков на учет, по данным о новых зарегистрированных юридических лицах. Поэтому налоговая может провести процедуру постановки на учет самостоятельно. Но свидетельство о постановке на учет она выдать не может. Владелец получит его после предоставления заявления.

Если должностное лицо нарушило требуемые сроки для подачи заявления, то налоговая накладывает административный штраф. Его размер от 5 до 10 МРОТ. Более серьезный штраф ждет за ведение деятельности без постановки на учет. В этом случае сумма увеличивается до 20-30 МРОТ. Такая мера наказания прописана в 15 статье Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Юридические лица, возникающие в результате реорганизации.

Под реорганизацией юридического лица понимается изменение или прекращение правового положения организации. Это понятие обозначено в ст. 57 ГК РФ. К тому же существует 5 видов реорганизации: преобразование, слияние, разделение, присоединение и выделение.

При присоединении одного юр. лица к другому в ЕГРЮЛ вносят соответствующую запись о том, что деятельность присоединенного юр. лица приостановлена. При реорганизации необходимо предоставить следующие документы:

  1. Заявление о гос. регистрации юридического лица, которое возникло путем реорганизации. Если из-за реорганизации образуется не одно юр. лицо, то заявление нужно подавать для каждой новой регистрации организации.
  2. Решение о реорганизации юридического лица.
  3. Учредительные документы, для каждого нового юридического лица. Можно принести подлинники или нотариально удостоверенные копии.
  4. Договор присоединения или слияния, в зависимости от ситуации.

 

Все документы предоставляются на основании статьи 52 ФЗ от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

При реорганизации в форме слияния участники всех сообществ принимают обоюдное решение об утверждении договора слиянии. В таком случае к документам прибавляются:

  1. Документ об уплате государственной пошлины.
  2. Разделительный баланс или передаточный акт.

 

Опираясь на статью 15 ФЗ №129-ФЗ регистрация юридического лица, прошедшего процедуру реорганизации занимает не более 5 рабочих дней. Срок отсчитывается с того момента, как в налоговую предоставят полный пакет документов.

Если в реорганизации участвует 2 и более юридических лиц, то заявление на государственную регистрацию подает одно из них в орган по месту нахождения. При подаче документов не стоит забывать о постановке на учет в налоговом органе. Порядок постановки на учет реорганизованной организации аналогичен постановке на учет организации при создании.

Если место нахождения юр. лица отличается от места нахождения реорганизуемого юр. лица, то в адресе при постановке на учет указывают тот адрес, где поставлено на учет реорганизованное юридическое лицо. После государственной регистрации в течение 5 дней необходимо поставить юридическое лицо на учет в налоговой. Если место нахождения нового юридического лица отличается от места реорганизуемого юридического лица, то регистрация осуществляется по месту нахождения. Данный порядок прописан в постановлении Правительства РФ от 19.06.2002 № 440 «Об утверждении порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации».

 

Регистрация в форме преобразования.

При данной регистрации в ЕГРЮЛ регистрирующим органом вносится запись о новом юридическом лице. Дополнительно прописывается, что преобразованное лицо прекращает свою деятельность.

О том, что регистрация преобразованного юридического лица произошла, регистрирующий орган сообщает по месту нахождения вновь созданного юридического лица. Также по данному адресу он обязан направить заявление о постановке на учет в налоговую и регистрационное дело. Все документы должны быть отправлены в вышеупомянутые сроки.

Регистрация в форме слияния.

Здесь может произойти одновременная регистрация государственными органами одного и того же юридического лица. Особенно, если слияние проходят 2 и более юридических лиц. Чтобы избежать такой ошибки, когда юридические лица, проходящие процедуру слияния, находятся в разных местах, то при получении документов на государственную регистрацию юридического лица при слиянии регистрирующий орган подает данные в вышестоящий регистрирующий орган. Именно он определит кто осуществит реорганизацию по процедуре слияния.

Затем выбранный орган заносит в ЕГРЮЛ запись о том, что деятельность юридического лица, проходящего реорганизацию, прекращена. Далее этот регистрирующий орган извещает все инстанции по месту нахождения остальных юридических лиц, проходящих процедуру реорганизации.

Без подобных сведений нельзя прекратить работы остальных реорганизованных юридических лиц. Затем, как и в других способах, вновь созданное юридическое лицо направляют на постановку в качестве налогоплательщика. Все вышеупомянутые сроки должны соблюдаться и при данной регистрации.

 

Регистрация в форме разделения.

 

При разделении в ЕГРЮЛ регистрирующий орган обязан внести запись о прекращении деятельности данного юридического лица. После этого вносятся записи о создании новых юридических лиц.

После завершения регистрации, органы сообщают об изменениях в регистрирующие органы по месту нахождения новых юридических лиц, возникших в результате реорганизации. Также он отправляет заявления о постановке на налоговый учет и регистрационные дела.

 

Регистрация в форме выделения.

Данная процедура происходит при внесении изменений в ЕГРЮЛ.  Делается запись о новом юридическом лице и одновременно с этим указываются изменения, произошедшие в уставе реорганизованного юридического лица.

Все изменения, которые вносятся в документы юридических лиц, проходящих процедуру реорганизации должны быть в соответствии с законом. Уточнить правомерность изменений можно в статье № 14 ФЗ № 129-ФЗ.

Поэтому если для реорганизации требуются изменения в учредительные документы реорганизуемого юридического лица, то необходимо предоставить:

 

  1. Заявление о государственной регистрации изменений по форме из постановления №439, подписанное заявителем.
  2. Документ об уплате госпошлины.
  3. Изменения в учредительных документах юридического лица.
  4. Решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

 

При реорганизации и регистрации нового юридического лица, регистрирующий орган уведомляет другой регистрирующих орган, который находится по месту нахождения нового юридического лица. Дополнительно он направляет в его адрес заявление о постановке на учет и регистрационное дело.

 

Регистрация в форме присоединения.

В таком случае в документы юридического лица, к которому присоединяются другие юр. лица вносится ряд изменений. А присоединенные юридические лица прекращают свою деятельность.

 

Данная форма регистрации законодательно закреплена в VI Закона № 129-ФЗ на основании 17 статьи ФЗ № 129-ФЗ. Изменения в юридических лицах осуществляются тем органом, который находится по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяются остальные участники реорганизации. Но после принятия решений и всех изменений, регистрирующий орган должен оповестить остальные органы, которые находятся по месту нахождения всех реорганизованных лиц. Они на местах записывают в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридических лиц, которые прошли процедуру присоединения. И уже после этого регистрирующий орган, по месту существования новой организации вносит запись об изменениях в учредительных документах в ЕГРЮЛ. Дополнительно он выдает или отправляет по почте свидетельство о внесении вышеупомянутой записи для юридического лица.

Регистрация отдельных видов юридических лиц.

Если вышеперечисленные разделы не подошли, то скорее всего у вас отдельный вид юридических лиц. А для них предусмотрен особый порядок регистрации в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 129-ФЗ.

Для каких юридических лиц установлен особый порядок регистрации?

Если опираться на Федеральный закон от 21.03.2002 № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»», то особый порядок распространяется на:

  • Кредитные организации (ФЗ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);
  • Политические партии (ФЗ от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»);
  • Общественные организации (ФЗ от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);
  • Профсоюзные организации (ФЗ от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»);
  • Торгово-промышленные палаты (ФЗ от 07.07.93 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах Российской Федерации»);
  • Религиозные организации (ФЗ от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»);

Весь процесс государственной регистрации этих юридических лиц контролирует Закон №129-ФЗ. Все записи о создании, ликвидации или реорганизации вышеперечисленных юридических лиц должны быть занесены в ЕГРЮЛ.

Порядок взаимодействия федерального и территориальных органов юстиции с регистрирующим органом тоже установлен в рамках постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 442 «О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц».

Территориальные и федеральные органы юстиции должны рассматривать документы в установленные сроки. Также они принимают в установленные сроки решение о регистрации нового юридического лица или решение об отказе. После принятия решения соответствующий орган юстиции должен предоставить в регистрирующий орган один экземпляр документов. Все документы предусмотрены Федеральным Законом №129-ФЗ. На их же основании происходят соответствующие записи в ЕГРЮЛ.

Дополнительно территориальный регистрирующий орган обязан направить копию регистрационного дела юридического лица для постановки на налоговый учет. В приказе МНС РФ от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 содержится полный перечень действий.

Далее происходит постановка на учет юридического лица. Она должна произойти в течение 5 дней после регистрации. В тот же срок налоговая должна отдать свидетельство о постановке на учет.

У кредитных организаций так же свои особенности при регистрации. Их регулирует Федеральный Закон №129-ФЗ и специальный порядок регистрации кредитных организаций. Все сведения об изменениях кредитных организаций вносятся в ЕГРЮЛ после решения Банка России.

Решение о регистрации кредитной организации территориальное учреждение Банка России рассматривает в течение 6 месяцев. После принятия решения в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней поступают необходимые документы и распоряжения.

Заявление о государственной регистрации составляется по формам из постановления №439.

Регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ необходимые изменения. На следующий день он обязан отчитаться и направить сообщение с государственным номером и датой внесения новой кредитной организации. Банк России на основании этих данных оформляет свидетельство государственной регистрации для кредитной организации.

Порядок постановки на учет новой кредитной организации описан в приказе МНС РФ от 09.08.2002 № БГ-3-09/426. В нем написано, что регистрирующий орган обязан направить копию о регистрационном деле в налоговую по месту нахождения новой кредитной организации. И в течение пяти рабочих дней новое юридическое лицо становится на учет как налогоплательщик. Также за 5 дней регистрирующий орган обязан выдать свидетельство о постановке на учет.

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие статьи:

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x